Тенденции рынка пищевых ингредиентов напрямую зависят от ситуации на рынке FMCG (в частности, продуктов питания) и изменений потребительских предпочтений в целом. При этом, Россия неизменно следует за общемировыми трендами, пусть и с некоторым запозданием:
«Продукция для спортсменов расширяет аудиторию и каналы продаж, в то время как производители в сегменте масс-маркет запускают более «полезные» и «спортивные» новинки.
Это связано с ростом осведомленности населения о прямой зависимости состояние здоровья от питания и физической активности. Разумеется, за рубежом этот тренд появился намного раньше».
(Михаил Успенский, директор по маркетингу компании «Балтийская Группа»)
• Тренд экологической устойчивости (производители не только потребляют органическое сырье, но и инвестируют в воспроизводство биологического разнообразия)
• Увеличение спроса на сахарозаменители
• Разработка новых пищевых технологий в области пищевых ингредиентов
• Фокус на здоровое, полезное, безопасное питание будет только усиливаться. Мода на ЗОЖ появилась лет 5 назад, СМИ поджигают интерес отечественного потребителя, заставляя задуматься о том, что он ест, пусть и не всегда разобравшись в вопросе что из себя представляют те или иные пищевые ингредиенты.
• Актуален вопрос снижения углеводов и минимизации потребления сахара
• Постепенный переход на натуральные ингредиенты в производстве (добавка считается натуральной, если содержит менее 2% искусственных ингредиентов). В основном этот тренд действует в сегменте дорогих продуктов питания, из-за высокой стоимости натуральных пищевых ингредиентов.
• Появилась тенденция стимулировать потребителей пробовать принципиально новые продукты с неизвестным для них вкусом, делая упор на пользу для здоровья и натуральность. Ведущие производители следят за этим трендом, постоянно обновляя свой ассортимент и предлагая новые решения
• Вкусу продукта должно уделяться первостепенное значение – времена, когда полезное не всегда было вкусным, уходят в прошлое
• Сегодня одно из направлений быстрорастущего рынка в России – это веганство. Все больше людей придерживаются принципа вегетерианства или частичного вегетарианства многие уже знают, что есть альтернативное питание, которое соответствует этике и понятиям ЗОЖ и подходит людям с аллергией. Для таких потребителей пищевая промышленность выпускает специализированные продукты, активно разрабатывают новые (анализируя тенденции в стране и глядя на опыт зарубежных компаний), а технологии постоянно развиваются и совершенствуются, объемы производства постоянно растут. Популярность растительного мяса и растительного молока растет. Это затрагивает необходимость развития высокотехнологичных производств по переработке растительного сырья (соя, рапс, овес) с целью получения растительного белка нескольких фракций. Все большее количество производителей продуктов питания отдают предпочтение альтернативным вариантам растительных масел в противовес животным жирам, например, масло из рапса, сои, нута.
«Мы считаем наиболее ярким явлением прошедшего года – развитие направления производства НЕ МЯСА, НЕ МОЛОКА. Технологии совершенствуются, и уже сейчас стоимость НЕ ГОВЯДИНЫ опустилась до 15–20 долл. против 2000 долл. на начальных этапах развития этого направления».
(Сергей Деменок, генеральный директор АО «ЭКО РЕСУРС»)
• Наблюдается растущая тенденция к безглютеновому питанию, увеличивающееся количество людей с глютеновой непереносимостью (целиакией) стимулирует рост спроса на безглютеновую выпечку. Эти продукты должны быть сравнимы по качеству и вкусу с традиционной выпечкой. Многие потребители не нуждаются в таких продуктах, у них нет непереносимости данных компонентов, но они все равно желают потреблять такие продукты, так как считают их более здоровыми и полезными.
• Так же прослеживается тренд к развитию рынка растительного молока из -за роста людей с непереносимостью лактозы. Кроме того, идет тренд с запада, где растительное молоко уже давно стало распространенной альтернативой животному молоку и занимает внушительную долю рынка.
• На российском рынке пищевых ингредиентов всё больше и больше заметен переход от использования моноингредиентов к применению комплексных добавок, которые решают сразу ряд функциональных и технологических задач.
• Рост популярности сегмента низкокалорийных продуктов
• В 2019 году чётко наметилась тенденция на разработку эксклюзивных комплексных добавок, созданных специально для клиента с последующим закреплением за ним рецептуры.
• Растет осведомленность о пребиотиках и пробиотиках как о микроорганизмах, полезных для пищеварения, иммунитета и здоровья в целом. Эту тему поддерживают в своих рекламных кампаниях ведущие бренды, и поэтому осведомленность и запрос на эти составляющие полезного питания будут расти и далее.
• На рынке ингредиентов ведущим является мировой тренд в направлении более глубокой переработки пищевого сырья.